Что делать, когда на горизонте замаячил конфликт?
О, как часто нам приходится попадать в кризисные ситуации, в том числе в нашей профессиональной деятельности! Причин может быть масса. Это и собственные ошибки, и просчеты производственного и личного плана, и наветы «доброжелателей», и пристрастное отношение шефа.
Как много самообладания, такта, психологических и дипломатических уловок нужно, чтобы не дать разгореться конфликту, способному отравить жизнь и заставить потерять хорошую работу. Что же делать, когда конфликта избежать не удалось?
Находясь в эпицентре спора и взаимных обвинений, можно пойти двумя путями: или двигаться вперед к усугублению конфликта, или отступить с поля боя. Пойти вперед значит своими руками вырыть такую яму, падать в которую придется долго, а выбираться мучительно. Как правило, когда спорящие оппоненты перестают сдерживать себя, дело из рабочей сферы переходит в сферу оскорблений личности. А личные обиды помнятся хорошо и прощаются намного сложнее. Поэтому путь отступления не так уж и плох. Используя его, можно избежать многой крови.
Другое дело, что полное замалчивание конфликта тоже ни к чему хорошему не приведет. Будет полезно по мере утихания страстей вернуться к спорному моменту, но уже на качественно новом уровне. Конструктивный спор без взаимных обвинений способен привести к компромиссу. Фразы типа «ты ничего не понимаешь, прав только я» погубят все дело. Однако желание найти этот самый компромисс должно присутствовать с обеих сторон.
Возможно, аргументы и напор вашего оппонента будут так сильны, что вам придется принять его точку зрения. Сделайте это, если они имеют право на жизнь. А если он не прав, но сдаваться все равно не собирается, тоже сделайте.
Пусть немного пострадает ваша правда, но в живых останется репутация и нервная система. Если вы не хотите искать другую работу и продолжать жить на постоянном стрессе, будет полезнее отступить. Кстати, законы жизни говорят, что правда все равно в конце концов победит, так что не отчаивайтесь.
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Это правило подходит и к конфликтам. Постарайтесь заранее просчитывать ситуацию. Для этого понадобится собранность, внимание к мелочам и способность быть гибким, но не прогибаться. Как правило, большая часть конфликтов замешана на эмоциях. Если держать их под контролем, то и конфликтовать не придется.
Тактичность к коллегам, субординация по отношению к начальству, добросовестность в рабочих обязанностях — эти качества могут стать залогом вашей успешной профессиональной деятельности. При этом вас будут любить коллеги, уважать начальство, а все вместе это приведет, как минимум, к повышению заработной платы.
Психологи дают хороший совет. Надо овладеть искусством спора, а также научиться с достоинством выходить из него. Знания и умения бесконфликтно общаться и конструктивно решать возникающие сложные ситуации помогут во всех сферах человеческих взаимоотношений, будь то семейная ссора или напряженные отношения с начальником.
Узнавайте о новых способах выхода из конфликта, а лучше всего путь он обходит вас стороной!