Первая мартовская неделя: какие обычаи соблюдали наши предки?

Практически каждый день в традиционной культуре наших предков был связан с определенными приметами и поверьями. Вот, например, какими действиями сопровождалось начало календарной весны. 1 марта

Молились о «прогнании лукавых духов», а также «откупались» от болезней и несчастий. «Откупной» обычай восходит к дохристианским временам, когда полагалось выдавать жертву богу Велесу. Доныне он сохранился в купальских ритуальных действах.

Откуп совершался с помощью серебряного предмета (монеты, ложки и т. д. ) — из металла, наделенного издревле способностью изгонять злых духов, насылающих хвори и беды. Однако в ход шли и другие вещи, вплоть до самых обыденных. «Откупной» предмет полагалось с особыми заговорными словами оставить на кладбище, перекрестке или просто на дороге.

Именно поэтому существовал строгий запрет поднимать что-либо с земли, а особенно — в перечисленных местах. Иначе можно стать «перекладь-душою», то есть взять на себя то, от чего откупался хозяин вещи. Кое-где этот запрет распространялся даже на случайно упавшие в избе предметы из домашней утвари, куски пищи и т. п.

Когда на Руси укоренилось христианство, о «прогнании лукавых духов» стали молиться преподобному Маруфе. В память о том, что на эту дату приходится самоубийство Иуды, народная культура сформировала целый ряд ограничений не только на этот день, а на все времена:

— не брать соль из солонки пальцами; — не макать кусок хлеба в солонку; — не класть ложку «дном кверху» (что возможно лишь за поминальным столом); — не усаживать за стол 13 человек.

О погоде 1 марта говорили кратко и емко: «Вздел Ярила зиму на вилы». 2 марта

О дне Маремьяны-кикиморы уже достаточно подробно рассказывалось. Так что можно лишь кратко напомнить, что полагалось перемыть кухонную утварь раствором с настойкой из корней папоротника; вымести дорожку перед домом от крыльца к колодцу или перекрестку; выбросить, разбив, посуду с трещинами и сколами; сжечь ветхую одежду и прочий хлам; обойти дом с факелом.

Набожные христиане в этот день молятся великомученику Феодору Тирону о помощи в бедности и нужде, заступничестве за вдов и сирот, сострадании к нищим и беззащитным, обретении украденных вещей; священномученику чудотворцу Ермогену — об избавлении от недугов; Тихвинской иконе Божьей матери — о преодолении трудных и скорбных обстоятельств жизни.

По народному календарю, с этого дня вороны начинают вить свои гнезда. Прогноз погоды по приметам 2 марта довольно категоричен: какова погода на Фёдора, такова она и летом. И в очередной раз обычай предостерегал от взглядов в вечернее небо: неровен час, звезда упадет… Если таковое случится, то это знак тяжелой болезни или даже смерти. 3 марта

В православном календаре этот день почитается память святителей Льва, Папы Римского, Агапита-Исповедника, епископа Синадского, и Флавиана-Исповедника, патриарха Цареградского; преподобных Шио Мгвимского и Космы Яхромского; епископа Василия и многих мучеников.

А в народе привечали птичку овсянку, у которой «зобок желтоватый, хребетик зеленоватый», так как ее появление предрекало приближение весеннего тепла. «Зазывая» овсянку, пекли маленькие булочки из овсяной муки — овсянички. Объявляли: «Ярила — с птицей овсянкой» и символически кланялись ему, держа в руках выпечку, чтоб заставил пернатую спутницу спеть: «Покинь сани! Покинь сани!».

Для овсяничек в современном исполнении потребуется 300 г овсяных хлопьев, 200 г сахара, 100 г сливочного масла, 3 яйца, 2 ст. ложки муки, 5 — 10 г разрыхлителя, ванилин по вкусу. Растопив масло, добавить сахар, перемешать, влить в хлопья и оставить на час «отдыхать». «Отдохнувшую» массу растереть с желтками, добавить взбитые белки, муку, разрыхлитель и ванилин. Выложить чайной ложкой на противень (можно — на выстеленный пекарской бумагой) и выпекать в жаркой духовке (200° С) до подрумянивания. 4 марта

По стародавней традиции, женщины в этот день (на святого Архипа) должны были наготовить как можно больше еды, чтобы дом был «полной чашей» весь год.

Полагалось привечать «сирых да убогих», принимать и угощать. Да и вообще: чем больше добрых дел сделано 4 марта (по н. стилю), тем лучше, как для души, так и для семейного благополучия.

В крестьянских семьях пекли каравай, посвященный солнцу, по ломтю его следовало съесть всем домочадцам, а также соседям и зашедшим в дом нищим. А хлебные крошки тщательно собирали, и хозяин или хозяйка бросали через правое плечо по принципу: кинешь хлеб-соль назад, — по осени с хлебом будешь. 5 марта

О том, что у славян этот день именовался Маньяком, был отдельный рассказ, поэтому достаточно напомнить, что считалось опасным в этот день занедужить, так как хворь либо продлится долго, либо приведет к смерти больного. Если ломоть хлеба, положенный ему в подмышки с вечера, засыхал к утру, это означало самый мрачный исход. А кто увидит падающую звезду, либо сам умрет вскоре, либо потеряет кого-либо из ближних.

5-го марта могло состояться первое таяние снега и считалось, что «если в этот день курочка водички у порожка напьется, то быть весне дружной и теплой». Из старинных обычаев, приходящихся на эту дату, стоит, в первую очередь, назвать «похищение огня». Если удавалось тайком добыть огонь из кузнечного горна и отнести его в поле, то это считалось скреплением союза земли, сохи и бороны, греющим будущие всходы, отгоняющим от нивы скудость и сулящим хороший урожай.

А женщины должны были, по традиции, напечь кокурок. Состав ингредиентов, технология приготовления и внешний вид их сильно отличались, в зависимости от местных традиций региона. На русском Севере в ржаное тесто заворачивали вареные яйца, на Дону выпекали в виде пшеничных ватрушек, в Поволжье — коржиками, на Урале — калачиками или баранками и т. д.

Вот пара рецептов.

На стакан молока берется 150 г нутряного жира, 2 ст. ложки сахара, 3 стакана муки, по 1 ч. ложке соды и соли. В растопленный жир добавляются остальные компоненты и замешивается тесто, оно формируется в виде колобков или коржиков, выпекается 30 — 40 минут при температуре 180° С.

Или же так: замешивается тесто из 500 г сметаны и 500 г муки (соль — по вкусу), раскатывается и режется на прямоугольники, в каждый из которых заворачивается вареное яйцо, а поверхность смазывается слегка взбитым сырым яйцом. Выпекаются кокурки в горячей духовке (220° С) на противне, который покрыт фольгой, смазанной маслом, в течение 15 минут. 6 марта

День памяти преподобного Тимофея-Пустынника, имевшего дар исцеления болезней и изгнания нечистых духов, в народном месяцеслове представлен как Тимофей-Весновей. В солнечную погоду старики выходили погреться на завалинке, повспоминать смешные истории. Потому что «Весновей теплом веет — стариков греет».

А еще предки наши говаривали: «По Тимофею — начало весны»; «Тимофей — вестник теплых дней»; «на Тимофея дует вешний ветер перемен»; «как ни злись метелица, все весной повеивает»; «Весновей теплом привечает»; «дожить до Весновея, а там зима не страшна». 7 марта

Мужички вывозили навоз на поля, по дороге примечали: не прилетели ли ранние грачи или скворцы? Бытовала пословица: «Грачи прилетели — проталины принесли». Бабоньки в избах пекли блины с добавлением горсти намолоченного зерна от прошлого урожая в знак благодарности Небесам за проявленную милость. Ели «чёрную уху», как ни странно, вовсе не с рыбой, а с мясом, сваренном в огуречном рассоле с имевшимися под рукой приправами.

* * * Вот такие обычаи существовали в прежние времена. Как ни относиться к ним, — серьезно или не очень — что мешает побаловать домашних традиционной выпечкой? Или приглядеться, не появятся ли овсянки да грачи со скворцами; вспомнить народные пословицы и поговорки. В общем, речь вовсе не о суевериях…




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: