«Чёрный лебедь» живёт в каждом из нас?
Чёрный лебедь — это психологический триллер режиссёра Даррена Аронофски (среди его постановок такие фильмы, как «Реквием по мечте», «Фонтан», «Рестлер» — фильм удостоившийся в 2008 году премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале). Съёмки фильма «Чёрный лебедь» окончились в 2010 году, а премьера состоялась 1 сентября 2010 года на открытии 67-го Венецианского международного кинофестиваля.
У нас этот фильм стартовал 10 февраля 2011 года. Бюджет фильма $ 13 млн. Кассовые сборы в США составили $ 102, 6 млн., в России — $ 3 млн. Мировой сбор составил порядка $ 200 млн. Картина завоевала 4 награды Independent Spirit Awards: жюри выбрало «Чёрный лебедь» лучшей картиной года, Натали Портман — лучшей актрисой, Аронофски — лучшим режиссёром, а также отметило мастерство оператора картины — Мэтью Либатика. Натали Портман получила Оскара за лучшую женскую роль в этой картине.
Этот фильм о балерине, которая сходит с ума во время постановки «Лебединого озера».
У каждого человека есть светлая и тёмная сторона. Обе эти стороны души по-разному проявляются в нашей жизни. У главной героини фильма «Чёрный лебедь» Нины (её играет Натали Портман) не было тёмной стороны. Вернее, балерина полагала, что тёмной стороны у неё нет. Робкий ангел, она танцевала белого лебедя. Роль для неё была чем-то вроде физического упражнения, отрабатывая каждый жест, каждое движение до совершенства, она не вкладывала в свой танец душу и темперамент.
Так продолжалось до тех пор, пока она не познакомилась со своей дублёршей Лили (её в фильме играет Мила Кунис). Впрочем, перевоплощение Нины в чёрного лебедя началось значительно раньше. С того самого момента, как она получила главную роль в спектакле «Лебединое озеро».
Нина мечтала играть главные роли в театре, быть первой примой-балериной. Это была честолюбивая мечта маленькой целеустремлённой девочки, Нина добивалась этого долгие годы упорным трудом и постоянными тренировками.
Но на первом просмотре французский хореограф Тома Леруа (его играет Венсан Кассель) её забраковал из-за того, что в её танце слишком мало чувств, хоть и танцевала она безупречно. Эта сложная роль требовала от балерины умения перевоплощаться из белого лебедя в чёрного и в конце снова становиться белым лебедем.
Нина поняла, что роль достанется другой балерине, фактически она уже проиграла. И тут в ней «зашевелился» чёрный лебедь: она идёт к Тома и пытается соблазнить его, хотя бедная девочка совсем не знает, как это делается.
И, о чудо! Нина получает главную роль!
Правда, в этом фильме есть ещё один немаловажный персонаж — мать Нины (её играет актриса Барбара Херши). Её мать тоже некогда танцевала в кордебалете, но потом забеременела Ниной, вследствие чего ей пришлось оставить театральные подмостки.
Мать Нины вложила в дочь свои нереализованные амбиции, она мечтала, чтобы её дочь достигла вершины сценического «олимпа». Мать очень сильно опекала Нину, девушка не могла буквально и шагу ступить без того, чтобы её мать не узнала об этом. А ведь Нина была уже взрослой женщиной, ей было 28 лет. Именно «чёрный лебедь» помог ей освободиться от опеки матери и начать жить своей жизнью.
Надо заметить, что это очень чувственный фильм. В нём очень чётко прорисованы психологические образы главных персонажей и очень тонко передана женская сексуальность. Особенно это видно на примере главной героини, когда в ней постепенно просыпается некая эротичность.
Балетная постановка, которую Нина должна танцевать на сцене, становится частью её жизни. Нина настолько желает сыграть эту роль безупречно, что готова для этого перевоплотиться в чёрного лебедя. Она вдруг начинает замечать, что мир вокруг неё меняется каким-то странным образом. Хотя на самом деле эти изменения происходят внутри неё, это её внутреннее перерождение. Нина начинает вести себя иначе, нарушает все свои жизненные принципы и разрывает круг привычных событий.
Разумеется, это происходит не без помощи Лили, которая является неким демоном-искусителем для Нины. Она соблазняет Нину, недаром на спине у Лили татуировка в виде чёрных крыльев. Но если у Лили это всего лишь тату, то у Нины сквозь кожу на спине начинает пробиваться настоящий чёрный лебединый пух.
И в этот момент робкая девушка вдруг осознаёт: отчего был этот бунт перед матерью, отчего это безбашенное веселье в клубе. Нина понимает, что одна стоит на пьедестале, а вокруг враги-завистники, которые только и ждут случая, чтобы поставить ей подножку. Понять это ей помогает Бет (Вайнона Райдер), которая до неё была первой балериной театра и «принцессой» Тома, но в результате несчастного случая Бет оказывается в больнице. Нина видит, что Бет стала инвалидом, бывшая прима теперь беспомощна и никому не нужна. Бет в отчаяньи. Нина приходит в ужас от увиденного, она чувствует свою вину в участи Бет, но теперь она готова бороться за свою роль до конца.
В этот момент она осознаёт, что перевоплощается в «чёрного лебедя» по-настоящему. Для Нины это такой шок, ибо она не знала о существовании этой тёмной сути внутри себя. Вернее, просто не хотела её замечать. И отрицала её существование всеми доступными способами, даже притворялась фригидной. Пока, наконец, эта тёмная сущность не взбунтовалась и не вышла наружу, не захватила главную героиню целиком.
И вот когда Нина оттанцевала первую партию балета с горем пополам, и настал момент переодеться для роли Чёрного лебедя, она ещё не уверена до конца в своих силах, она боится, что не сможет сыграть эту роль. Ей даже в какой-то момент кажется, что Лили хочет её заменить на сцене, она думает, что Лили станцует эту роль лучше.
— Нет! Эта моя роль! — восклицает Нина, она готова сражаться до последнего, не понимая, что сражаться ей придётся с самой собой. И вот она уже готова на всё, даже на преступление. Всё во имя искусства! Во имя совершенства! И она убивает себя, чтобы дать возможность родиться настоящей Чёрной лебеди.
Поэтому, когда Нина выходит на сцену в образе чёрного лебедя, начинается завершающий этап перевоплощения. И в конце этого танца у неё за спиной вырастают настоящие чёрные лебединые крылья. Да! Она смогла! Она сделала это! Она была великолепна! Это триумф! Зал рукоплещет.
Теперь она может соблазнить Тома одним поцелуем.
В эпилоге Нина снова должна вернуться к образу белого лебедя. Она вдруг понимает, что не может этого сделать. Потому что чёрный лебедь внутри неё уничтожил белую девочку. И фактически в конце она играет свою собственную гибель.
Когда Тома склоняется над Ниной и просит её выйти на поклон к зрителям, она в каком-то полубредовом состоянии шепчет: «Я ощутила это. Совершенство. Я была совершенна!»
Она сыграла эту роль. Пусть даже ценой своей собственной жизни.
Можно сколько угодно рассуждать о шизофрении души и о дуализме бытия. Главное, не забывать о том, что у каждого из нас есть две стороны: тёмная и светлая. А если вам кажется, что какой-то из них нет, то подождите немного: наступит момент, когда эта часть вашей сущности проснётся, чтобы вам отомстить.