Как появилась мафия?

«Ты можешь достичь добрым словом и пистолетом большего, чем просто добрым словом». Аль Капоне.

Сейчас слово «мафия» стало нарицательным и означает любую группу людей, занимающихся противозаконной деятельностью. Но первоначально так называлась тайная преступная организация, появившаяся на Сицилии во второй половине 19 века. Почему именно итальянский остров породил такое уродливое криминальное явление?

Находясь в центре торговых путей Средиземноморья, остров Сицилия являлся лакомым куском для завоевателей, которые разоряли его жителей, доводя их до нищеты. Грабежи и убийства были обычным делом, но до 19 века ни о какой организации преступников речь не велась. После прихода Наполеона в южную Италию ситуация изменилась. Хотя Сицилия осталась под властью Бурбонов, роль феодалов заметно снизилась, а на смену им пришли новые люди — габеллотто — управляющие их имениями.

В функции габеллотто входило взимание долгов с неплательщиков. Для большей эффективности своей работы, управляющие организовали собственную «полицию», которая вершила суд, не брезгуя ни шантажом, ни убийствами. Впрочем, и официальная жандармерия, состоявшая часто из уголовников, моральными принципами не сильно отличалась.

Помимо «полиции», по острову гуляли толпы головорезов, для борьбы с которыми из таких же преступных элементов создавались отряды «брави». Таким образом, в первой половине 19 века на Сицилии сформировались своеобразные криминальные рыночные отношения для поддержания «порядка»: чтобы спастись от ограбления — надо платить, чтобы вернуть награбленное — надо платить, чтобы ограбить соседа — надо платить, если нет денег — сам занимайся грабежом.

Королевские чиновники в преступную деятельность не вмешивались, ограничившись политическим сыском: им хватало мадзинистов, карбонариев и других заговорщиков. Но, несмотря на все усилия, династия Бурбонов сдавала свои позиции в Палермо: король боялся появляться в городе с опасной политической и криминальной обстановкой. Неудивительно, что Гарибальди в 1860 году завоевал остров с помощью «тысячи». Его поддержали сотни отчаянных сицилийских «пиччотти» (молодых людей). Позже именно «пиччотти» составили «рабочую силу» мафии, являясь исполнителями преступлений.

После объединения государства в 1871 году жизнь простых сицилийцев не изменилась: она была нищей и полуголодной. Новое правительство сосредоточило внимание на промышленном севере страны, оставив аграрную Сицилию в руках бандитов. В тот период основным криминальным промыслом являлась охрана чужой собственности. «Охранники» уже не только навязывали свои услуги жертвам, но и, не довольствуясь одной лишь платой, требовали долю в имуществе или противозаконные услуги.

Оставаясь безнаказанными в течение многих лет, сицилийские бандиты обзавелись традициями, передающимися из поколения в поколение. В конце 60-х годов 19 века слово «мафия» уже упоминается в полицейских документах, означая преступную организацию, имеющую круговую поруку для защиты собственных интересов и безопасности. Мафиозные круговая порука (omerta) и кровная месть (vendetta) подразумевают умение решать вопросы без участия полиции и суда.

Мафия приобретала все больше влияния, заменяя государственное правосудие своим собственным. Но и сами официальные лица шли за поддержкой к мафиози для усиления своей власти на сильно криминализированном острове. В конце 80-х годов 19 века на многих ключевых постах управления Сицилии уже находились ставленники мафиозных семей. За эти услуги главари преступников получали хорошие должности и выгодные подряды.

Деятельность мафиози расширилась так, что уже не хватало родственников, и они стали привлекать людей со стороны. Для соблюдения семейственности придумали крестины. Таким образом, глава клана становился «крестным отцом» и носил титул «капо». Структура была хорошо организована: каждый «капо» руководил несколькими семьями («коска»). При объединении нескольких «косок» избирался «капо дей капи» («начальник начальников»).

Мафия чувствовала себя всесильной вплоть до прихода к власти фашистского диктатора Бенито Муссолини в 1922 году, который жестоко расправляется с преступными главарями. Дуче не нужны услуги криминальных авторитетов, у него собственные банды. Сицилийская мафия на пятнадцать лет оказалась не у дел. Но, потеряв силу на Сицилии, она сохранилась в других местах, и прежде всего — в США.

Из-за ужасной нищеты на юге Италии в начале 20 века около 800 тысяч итальянцев покинули родину в поисках лучшей жизни, и, в конце концов, большая их часть осела в Соединенных Штатах Америки. Туда же отправились и мафиози, спасаясь от расправы Муссолини. Благодаря имеющемуся опыту, им удалось быстро захватить нишу в преступной среде Нью-Йорка. Начав деятельность с порта, мафиози постепенно расширили сферу своих интересов.

В 1919 году конгресс США принял «сухой закон», запрещающий торговлю алкоголем в стране. Мафиозные главари успешно воспользовались этим для своей выгоды. Главным источником их доходов в те годы стали контрабанда и продажа спиртных напитков, а также игорный бизнес. Полиции было трудно проникнуть в ряды сицилийских кланов, сплоченных круговой порукой и землячеством.

Благодаря фильмам и книгам именно итало-сицилийская мафия в США, получившая название «Коза Ностра» («Наше дело»), стала широко известна в мире. С отменой «сухого закона» в 1933 году ее положение изменилось к худшему. Многие преступники были арестованы, некоторые подались в бега. На родину мафия «вернулась» вместе с американскими войсками в 1943 году. Союзники воспользовались помощью мафиози для подготовки высадки на оккупированный гитлеровцами остров.

В послевоенные годы на Сицилии были очень популярны коммунистические и социалистические идеи, активизировались профсоюзы и сепаратисты. Правительство не могло законно бороться с ними, поэтому стало привлекать бандитские группировки для выполнения заказов на политические убийства и провокации. За это мафия, как и принято, получала собственную выгоду.

В 60-х годах мафиози начали торговлю наркотиками, чуть позднее оружием. Сицилийские главари часто координировали свои действия с американскими боссами. Деньги текли рекой, но все труднее стало получить надежное официальное прикрытие. Итальянское общество, уставшее от бесконечного бандитизма, требовало от властей защиты от произвола преступников. В стране стала формироваться система противодействия «антимафия».

Но несмотря на все меры, предпринимаемые правительством, мафия жива, хотя и сильно видоизменилась. Остались в прошлом старые семейные традиции и круговая порука. На смену деревенским бандитам пришли новые, «беловоротничковые» преступники, осуществляющие махинации на бирже. Помимо нелегальной продажи наркотиков и оружия, контроля за проституцией, мафия все больше влияет на такие отрасли Италии, как туризм, ресторанное дело и коммерцию.

Пока существуют экономические причины преступности, мафия будет жить. К сожалению.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: