Резьба по дереву и неповторимые рисунки природы. Можно ли остаться равнодушным?
Резьба по дереву — традиционное народное декоративное ремесло, широко распространенное в России.
Для многих из нас резьба по дереву — это нарядные узоры наличников, ажурные коньки на крышах деревенских домов и многие другие произведения искусства, созданные руками народных мастеров-умельцев.
Стильным изысканным деревянным орнаментом резьба по дереву украшает не только дворцовые и усадебные интерьеры, но и внутреннее убранство современных загородных коттеджей и городских квартир. Ни для кого не секрет, что многие предметы в дореволюционном быту России, частью которого была и резная мебель, намеренно осуждались как мещанские и мелкобуржуазные, в связи с чем ожесточенно изживались.
В России, расчищавшей в те времена путь в новую жизнь, взрывали храмы, заменяя их «новоиспеченными» шедеврами конструктивизма. Люди без сожаления расставались с истинными образцами декоративного искусства конца XIX — начала XX веков, став их невольными наследниками, и спешно заселялись в свои крохотные углы в многонаселенных коммуналках с высокими потолками, нелепо украшенными роскошными фрагментами лепнины.
Немногое, надо заметить, из того, что осталось от российского быта, сегодня бережно хранится в квартирах-музеях, которые мы с радостью посещаем, восторженно рассматривая каждую мелочь, каждую личную вещь давно почивших, но не забытых деятелей культуры и искусства. Чего стоят одни анфилады дворцовых апартаментов, которые в настоящее время оклеиваются нашими соотечественниками обычными бумажными обоями.
Но давайте вернемся к основной теме и попытаемся охарактеризовать дерево, являющееся самым благородным, теплым и удивительно пластичным материалом. Каждая его частичка наполнена волокнами, отливающими золотом.
Тонкие распилы приоткрывают миру неповторимые рисунки, созданные природой. Их искусно используют мастера, создавая уникальные шедевры народного творчества. Различные породы деревьев обладают собственными неповторимыми оригинальными пластическими свойствами и особенностями структуры, позволяющими рождаться на свет огромному множеству декоративных эффектов.
А сколько поэзии в одних только названиях — ясень, амарант, сандал, береза, сосна, яблоня, палисандр, самшит…
В каждой эпохе истории главенствовал свой неповторимый стиль, проявлявшийся в декоре, формах, орнаментах и пропорциях используемых материалов. К примеру, в позднем Средневековье зажиточные горожане непременно должны были иметь в доме аналой и скамеечку для коленопреклонения и молитв. А в обеденных залах рыцарских замков вдоль длинных и тяжелых столов в стройном ряду стояли готические стулья с прямыми и высокими спинками, напоминавшими своим строгим видом окна соборов.
В эпоху Ренессанса характерными предметами интерьеров становились огромные сундуки, украшавшиеся роскошной резьбой — символы благополучия богатых горожан.
В период рококо игривые и жизнелюбивые знатные особы не представляли свой быт без изготовленных под стать пышным будуарам и изысканным кабинетам элегантных и легких мебельных гарнитуров, которые состояли из многочисленных предметов (столиков для игр, зеркал, подставок для аксессуаров и безделушек), щедро украшенных рокайлем и витиеватыми гирляндами из цветов и фруктов.
В наши дни искусство резьбы по дереву широко распространено как в сельской местности, так и в крупных городах.
И это говорит о том, что истинно народное искусство продолжает жить, наполняя наши души и сердца подлинной радостью непрерывно продолжающейся вековой традиции.