«Анна Каренина». Какие кинофильмы о ней лучшие? Часть 1

Сколько всего удивительного есть в нашей жизни благодаря современной технике! Летишь в самолете, перед твоими глазами телевизор в спинке кресла, пульт-лентяйка для управления, и многочисленные программы для выбора музыки и кинофильмов. В один из последних перелетов из Москвы в Хьюстон (перелет длится без посадки 11,5 часов), в списке фильмов для просмотра наткнулась на «Анну Каренину» производства студиии Metro Goldwyn Mayer, США, 1935 года. Режиссер Клэренс Браун, в роли Анны — Грета Гарбо, в роли Вронского — Фредрик Марч. Никогда прежде мне его не приходилось видеть, хотя, конечно, слышала о Грете Гарбо. Так что сразу же «запустила» просмотр.

Не могу сказать, что все понравилось мне в американской киноверсии романа Л. Н. Толстого. Поначалу она меня немало удивила весьма вольным толкованием произведения. Особенно поразили первые кадры фильма: за огромным столом происходит «пиршество» русских офицеров, на столе, на возвышении, большое блюдо с черной икрой, офицеры пьют водку и ложками черпают икру. А сопровождается сцена исполнением русской народной песни «Во ку-, во кузнице, во ку-, во кузнице, во кузнице молодые кузнецы…». Другая сцена — в ресторане, офицеры, и среди них Вронский, соревнуются, кто кого перепьет — «игра» такая: перед каждым три рюмки, выпивают и по команде дружно, за командиром, лезут ползком под стол. Правда, рюмочки крохотные — совсем не по-русски. Кто сумел «выползти» из-под стола, продолжает пить, и так до полной «победы». Естественно, Вронский выходит героем, перепив всех. Этакий богатырь! Фредерик Марч в роли Вронского показался мне не слишком симпатичным. А Каренин (Морин О’Салливан), очень интеллигентный и порядочный, понравился намного больше. И непонятно, почему Анна предпочла Вронского.

Грета Гарбо была в роли Анны просто великолепна! Молодая, страстная, влюбленная женщина и любящая мать, которой трудно разделить свое сердце между двумя дорогими для нее людьми. Особенно впечатляет сцена в саду, когда Вронский, собираясь на скачки, уговаривает Анну бросить все во имя любви и уехать с ним, а в это время сын Сережа окликает Анну, прибегает и спрашивает — посмотрит ли она, как он ездит на пони. Анна мучается. В этом любовном «тругольнике», вершиной которого является Анна, выбор ей надо сделать не между мужем и любовником, а между любовью к сыну и к Вронскому. Верх берет любовь к мужчине, но и расплата потом за нее слишком велика! За роль в этом фильме Грета Гарбо получила в 1935 году премию Нью-Йоркской Гильдии кинокритиков в номинации «Главная женская роль». В том же году «Анну Каренину» признали лучшим зарубежным фильмом на Венецианском кинофестивале, и присудили гран-при. Кстати, Грета Гарбо исполняла роль Анны Карениной еще и в 1927 году в немом кинофильме под названием «Любовь».

Просмотр фильма вызвал желание перечитать роман Л. Н. Толстого, чтоб освежить многие детали в памяти. А потом в Интернете стала смотреть, какие еще можно посмотреть экранизации «Анны Карениной». Я и не предполагала, что «Анна Каренина» — самое экранизируемое произведение Льва Николаевича Толстого! Её начали экранизировать еще в начале ХХ века, в эпоху немого кино! Первый немой фильм в 1910 году был снят в Германии. Затем роман подряд два раза экранизировали в России — в 1911 и в 1914 годах. Об экранизации 1911 года нет никаких данных. А вот немой фильм 1914 года производства «Венгеров и К°», режиссера Владимира Гардина, считается одним из лучших отечественных немых кинофильмов. В роли Анны снималась талантливая актриса Мария Германова.

В общей сложности по роману Л. Н. Толстого «Анна Каренина» снято уже около 30 киноверсий. Фильм снимали по несколько раз в США и в СССР, в Англии, Венгрии, даже в Аргентине и Индии. В 1974 году в СССР был снят фильм-балет на музыку Родиона Щедрина с Майей Плисецкой в главной роли. Р. Щедрин писал балет специально для своей любимой Майи. Я не задаюсь вопросом, почему люди перечитывают этот роман, а для кинематографистов он так притягателен. Ведь тема любви и любовных треугольников вечна и волнует независимо от национальности, цвета кожи и возраста.

Когда-то в детстве, ученицей 6 или 7 класса, я смотрела фильм-спекталь Московского Художественного театра, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1953 году, в постановке В. Немировича-Данченко и В. Сахновского, с Аллой Тарасовой в главной роли. К тому моменту романа я еще не читала, на возраст актеров внимания не обращала, оценить игру актеров, естественно, не могла. Хотя о том, что А. Тарасова — народная артистка СССР, конечно, знала. Из всего фильма больше всего запомнилась сцена свидания Анны с сыном в день его рождения, я даже плакала, когда смотрела кино. Потом, уже в 1967 году, вышел двухсерийный советский фильм режиссера Александра Зархи. Сценарий к экранизации был написан самим А. Зархи в соавторстве с Василием Катаняном. Музыку к нему написал Родион Щедрин. В главных ролях — созвездие советских актеров — Т. Самойлова, В. Лановой, Ю. Яковлев, Н. Гриценко, М. Плисецкая, А. Вертинская и другие, благодаря великолепной игре которых фильм стал лидером проката. В 1967 году его посмотрели свыше 40 миллионов зрителей. Не знаю, сколько раз смотрела я эту экранизацию, но всегда с большим удовольствием. Думаю, что и большинство наших ровесников Анну Каренину представляет себе именно так, как сыграла ее Татьяна Самойлова. Каренин в исполнении талантливейшего актера Николая Гриценко — нудно бубнящий о прописных истинах человек, больше похожий на манекен, для которого служба и положение в обществе превыше всего, вызывает отвращение. Самый же обаятельный мужчина в этом фильме — Стива Облонский в исполнении Юрия Яковлева! Такого Стивы больше не увидите нигде! На него невозможно сердиться, он всегда весел, благожелателен, поэтому и все его «шалости» сходят ему с рук.

Теперь — спасибо великому магу и волшебнику Интернету — можно многие фильмы пересматривать не выходя из дома. И конечно, как только выдалось больше свободного времени, я снова пересмотрела все, что смогла найти: и американский фильм 1935 года с Гретой Гарбо, и английский (студия «London Films») 1948 года, режисссера Жюльена Дювивье с очаровательной Вивьен Ли в роли Анны, и упомянутый фильм-спектакль 1953 года, и советскую двухсерийную версию 1967 года с любимыми актерами, и еще одну, последнюю американскую экранизацию 1997 года, (совместное производство студии Warner Brothers и Icon Entertainments International) режиссера Бернарда Роуза, где в роли Анны — известная актриса Софи Марсо, Вронский — Шон Бин. Посмотрела и многочисленные ролики на Youtube и Яндекс. видео. Процесс просмотра просто захватил меня — было интересно сравнивать, как режиссеры и актеры трактуют произведение великого писателя. Вот только последний фильм Сергея Соловьева «Анна Каренина» со вторым названием «Любовь и смерть Карениной Анны» (выпуск 2009 года) в Интернете не смогла найти, хотя времени на поиск потратила немало. Несколько коротких роликов не дают полного представления о новой экранизации. Отзывы в Интернете есть, и не очень хорошие, больше критические. Может быть, удастся найти на DVD и, уже посмотрев, сделать выводы.

Захотелось сравнить просмотренные кинофильмы с точки зрения не профессионального кинокритика, а рядового кинозрителя. Что я и сделаю во второй части статьи.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: