Как наши предки клады искали? Старинные поверья
Как известно, клад — это спрятанные сокровища. По старинным поверьям, их охраняют духи: Дедка, кладовик с подручными — кладенцами, а также черти и змеи. Впрочем, об этой публике стоит поговорить отдельно. Но даже по перечисленным персонажам можно судить, как непрост путь к обогащению за счет «ничейного» богатства. Виды кладов
Большинство кладов считалось заповедными, заговоренными или зароковыми. Другие назывались сроковыми, оборотными, предназначенными и лишь небольшая часть — чистыми, то есть положенными безо всяких условий. Тот, что припрятан на определенный срок, нужно было доставать до его истечения, иначе исчезнет. А заговоренный дастся в руки, если выполнить то заклятие, что был дано при его упрятывании. Заклятий было множество, например:
— попадайся доброму человеку на пользу, худому — на погибель; — тому, кто после моей смерти голым попляшет; — кто споет 12 песен, чтоб не упоминались ни милый, ни немилый; ни друг, ни недруг; — кто влезет на сосну вверх ногами и спустится вниз головой; — на чью-либо голову (на гусиную, собачью, бычью) и т. д.
По народному убеждению, оборотные клады могли превращаться:
— в человека (всадника, парня или девушку, ребенка или старика); — в животное (рыжую собаку, белую или красную корову, поросенка, лошадь, кошку, красного петуха и т. д. ); — горящую передвигающуюся свечу; — голубой огонек.
Такие клады бродят или летают в поисках нужного, «предназначенного» человека, а если не находят его, то исчезают. Тот, кто распознал клад-оборотень, должен сказать: «Аминь, аминь, рассыпься», и тогда на землю упадет и легко дастся в руки сокровище.
Но и «лежачие» клады могли, по поверьям, перелететь на другое место, правда, только по большим праздникам: на Пасху, на Ивана Купалу и под Новый год. И тогда в праздничные дни они зажигались синим пламенем. Приметы кладов
Одной из наиболее распространенных меток, обозначавших место зарытого клада, был крест, на котором были записаны и условия его получения. В летнее время стоило посматривать на небо, — нет ли радуги, так как существовало убеждение, что на ее концах клад зарыт.
В ряде случаев приметами служили присыпанные землей острые предметы, например, серп, шило, нож. Чешские кладоискатели полагали, что, увидев бледный огонек, надо положить в этом месте четки, белую тряпицу или кусок хлеба, это будто бы понравится огоньку, и клад сам выйдет на поверхность. Поисковое снаряжение
Искатели кладов пользовались специальными молитвами и заговорами, церковными предметами, волшебными цветами и еще кое-чем.
Речевые инструменты использовались, чтобы отогнать нечистую силу и «отчитать» клад, дабы дался в руки. Примером может служить такое присловье: «За болотом немного положено — мне приходится взять. Отойди же ты, нечистая сила, не тобой положено, не тебе и брать». Молитвы и заговоры записывались для верности или брались из изданных сборников. Так, в Поволжье известны были «вызывные книги», а в Подмосковье использовался «Требник Петра Могилы».
Необходимыми «спецсредствами» для поиска сокровищ были также ладан, страстная свеча и крест, которые выполняли функцию защиты. А хорошим талисманом, способным привести к кладу, признавалась глина, добытая в полночь с могилы самоубийцы.
Волшебных цветов, подобных современным металлоискателям, было множество. В первую очередь, конечно папоротник, а также плакун-трава, которым, по поверьям, починяются все духи. А разрыв-, прыгун-, скакун-, спрыг- травы нужны были, потому что ломают все замки. Трудности поиска
Немало преданий повествует о перипетиях искателей кладов. Например, такое. Один мужик выведал место нахождения сокровища, отправился туда и только собрался выкопать, как лошадь его сорвалась с места и понеслась прочь. Хозяин — за ней, но не догнал и решил вернуться. А там, оказывается, уже и лошадь стоит, но местность вдруг переменилась — прежних ориентиров и в помине нет. Сколько ни старался, так и не нашел «хоть сто раз потом был в лесу и искал нарочно». Опасность находки
Взять клад очень непросто. По поверьям, при этом случались разные страсти: человек может обмереть, едва прикоснувшись к заговоренному кладу или не застрянет в вырытой яме или подвале. Для того, чтобы это не случилось, полагалось, прежде всего, сказать трижды: «Чур! Чур! Свято место, чур, Божье да мое» или «Мой клад, с Богом напополам».
Ритуал предусматривал также необходимость снять с головы шапку и накрыть ею добычу. Символический смысл этого действа заключался в том, что, принимая клад, счастливец оставляет в залог собственную голову и ни за что никогда и ни кому не поведает тайны приобретения. Верхний слой полагалось ссыпать — на тот случай, если клад запечатан каким-то заклятьем.
Существовали строгие запреты на определенные действия при взятии сокровища. Нельзя было:
— ругаться, даже мысленно; — разговаривать; — оглядываться назад; — спать вблизи.
По болгарским поверьям, нельзя приходить без пепла: посыпав им место находки, уйти, а через сутки вернуться и по следам на пепле определить, какая жертва запрашивается за клад: если животных или птиц, нужно заколоть ягненка, барана или петуха, если человека, то требуется совершить убийство. Проблемы удержания
Тот, кому посчастливилось не только найти, но и забрать клад, вполне может его лишиться: или ноги прирастут к земле, или заплутает — заблудится, безуспешно разыскивая дорогу домой, или находка вдруг превратится в черепки.
Чтобы этого не случилось, необходимо было произнести молитву: «Господь Бог впереди, ангел-хранитель позади, святые евангелисты по бокам, аз тебе, Отец Небесный, славу воздам! Защити меня (имя) своей силой от дьявольских козней. Освободите клад от тяжкого заклятия» и сорок раз прочитать «Отче наш».
На обратном пути тоже требовалось молчать и не оглядываться, чтобы ни происходило вокруг. А придя домой, все найденные ценности окропить святой водой и подержать над зажженной свечой, а затем на целые сутки опустить в проточную воду. Это должно было очистить сокровище от заклятия, и тогда недобрые силы не смогут причинить вред новому его хозяину. Оплошности искателей
Считалось, что иногда человек упускает клад, на который ему указывают неведомые «дарители», потому что неправильно себя ведет. Одна быличка рассказывает, как мужик шел по дороге, и его нагнала катящаяся с грохотом бочка, а кто-то невидимый сбоку закричал: «Перекрести дорогу!», но тот испугался и отскочил, а самодвижущаяся тара пронеслась мимо, удивив незадачливого прохожего звоном монет.
Другая история сообщает, как некоему пензенскому жителю ежедневно в полдень являлся всклокоченный мужик в изорванной одежде, пробегал в сарай, останавливался на одном и том же месте и исчезал. Хозяин сарая, не будь дураком, сообразил, что это «наводка», взял лопату, копнул и отрыл котелок с деньгами.
Только взял, а сзади голос: «Что ты тут, мил человек, делаешь»? Новоявленный богач, разозлившись, что кто-то может позариться на его находку, грубо ответил: «А тебе какого черта надо?», и тут же посудина с сокровищем выскользнула из рук и скрылась в земле. А надо было, по поверью, попросить помощи у вопрошавшего.
А еще клады пропадали, когда несколько человек сговаривались поделить добычу поровну, а потом кто-то задумывал присвоить себе все или большую часть, или перед поиском был дан какой-то зарок, но не исполнен, а также не совершено необходимое пожертвование со вновь приобретенного богатства. * * *
В общем, опасным считалось это занятие — кладоискательство, и немногим желающим выпадало счастье найти, получить и сохранить сокровище.