Всё ли мы знаем о сказках Перро? Часть 2: «Синяя Борода»
Если спящие красавицы, Красные Шапочки и Золушки — персонажи исключительно сказочные, то на роль прототипа Синей Бороды претендуют как минимум два кандидата.
«Мне нынче труден мой урок. Куда от странной грёзы деться? Я отыскал сейчас цветок В процессе древнем Жиль де Реца… И, верно, дьявольская страсть В душе вставала, словно пенье, Что дар любви, цветок, увясть Был брошен в книге преступленья…». (Н. Гумилев)
Итак, представляем вашему вниманию первого кандидата — барона Жиль де Ре (де Реца). Именно про него нянюшка рассказывает юной Анжелике (той, что «маркиза ангелов»), потрясающие воображение «страшилки» о том, как в темных подвалах замка Тюффон доблестный барон всячески сексуально издевался над бессчетным множеством невинных детей, убивал их, а некоторых даже приносил в жертву сатане. Когда в 1440 году Жиля де Ре сожгли как колдуна, многие его родственники и знакомые, мягко говоря, опешили. Хронист XV века писал: «До этих событий он был гораздо более знаменит как доблестнейший из рыцарей».
А то! Жиль де Ре — бесстрашный герой Столетней войны, соратник самой Жанны Д’Арк (кстати, единственный, кто попытался освободить Орлеанскую Деву, но опоздал), получивший в 25 лет титул маршала из рук короля Карла VII. И вот какой позорный конец!
Правда, говорят, что влезший в долги барон действительно баловался алхимией, пытаясь произвести из свинца золото и поправить свое благосостояние. Золота он, разумеется, не добыл, да еще со своими кредиторами (в том числе из среды церковников) обращался грубо. За дело взялась инквизиция, а дальше шло как по маслу — пытки, «чистосердечное» признание в убийстве 140 детей и поклонении дьяволу, в результате чего (как поощрение за откровенность) барона перед сожжением «милостливо» удушили. Так и пошла гулять в народе молва о страшном бароне. Его наградили синей бородой, а невинно убиенных детей заменили невинно убиенными женами (к слову, барон был женат всего один раз, и то по расчету).
Говорят, что Перро использовал для своей сказки бретонскую балладу, героем которой был именно Жиль де Ре.
Однако, есть в этой леденящей кровь истории некоторые несоответствия. Во-первых, трупов младенцев в подвалах замка никто не находил и суду не предъявлял. Во-вторых — вся судебная комиссия была сплошь и рядом враждебно настроена к подсудимому. В-третьих — в результате этого судилища герцог Бретанский — главный кредитор барона — получил почти все его земли и недвижимость. И наконец — в руках инквизиции можно сознаться в чем угодно. Историки уже давно подозревали, что вся расправа над Жилем де Ре сфабрикована недругами. И в 1992 году специальная комиссия в Люксембургском дворце пересмотрела «дело» барона и вынесла вердикт: «Невиновен». Что же — лучше поздно, чем никогда…
А вот второй кандидат на роль Синей Бороды — английский король Генрих VIII — действительно имел слабость частенько менять жен. Однажды, когда Папа римский запретил ему развод с первой супругой, король, не долго думая, сначала сменил в стране… религию (ввел англиканство, чем избавил себя от папской власти), а затем — жену. Жен он менял шесть раз, причем в двух случаях безо всякого развода: просто обвинил в измене и отсек опостылевшие головы. Ну чем не Синяя Борода?
В заключение еще один забавный факт. Как вы думаете, против чего направил острие своей морали благородный Шарль Перро в этой страшной сказке? Против мужей-деспотов и садистов? Как бы ни так! В первой морали писатель не столько укоряет жестокого мужа, сколько подтрунивает над женской чертой — совать нос куда не следует:
«Да, любопытство — бич. Смущает всех оно, На горе смертным рождено. Примеров — тысячи, как приглядишься малость: Забавна женская к нескромным тайнам страсть: Известно ведь — что дорого досталось, Утратит вмиг и вкус и сласть».
А во второй морали — иронизирует уже над мужьями, которыми помыкают жены.
«Коль в голове умишко есть, Чтоб тарабарщину растолковать мирскую, Поймешь легко — историю такую Лишь в сказке можем мы прочесть. Мужей свирепых нет на свете ныне: Запретов нет таких в помине. Муж нынешний, хоть с ревностью знаком, Юлит вокруг жены влюбленным петушком, А борода его будь даже пегой масти, Никак не разберешь — она-то в чьей же власти?».
В общем, довели мужика до ручки! Кстати, именно подобная трактовка составила суть и известного сатирического советского мультфильма 1979 г., где речь идет не столько про деспотию мужей, сколько про деспотию жен.
Ужасно интересно, Ведь где же это он Достал такую бороду, Убийца и пижон. С ума сойти от ужаса, Вот до чего замужество Доводит бедных жен.
А дело тут не в этом, А в том, что бородач, Для каждой вертихвостки, Был герцог и богач.
…Прекрасная книга о синем кошмаре Отличный подарок супружеской паре И каждый сюжет — побеждает добро Написана лично французом Перро.
(песня из м/ф «Очень Синяя Борода», сл. Ю. Кима)
Всё ли мы знаем о сказках Перро? Часть 3: «Красная Шапочка» >>>.