Мария Юдина: что противопоставила она «духовному ожирению»?

Кремль, темная ночь. Сталин не спит, он слушает музыку, сегодня по радио — 23-й концерт Моцарта для фортепиано с оркестром. По щеке течет слеза. Там трудно не прослезиться, особенно во второй части. Но Сталин так растроган, что желает иметь свою собственную пластинку. И немедленно.

Посреди ночи по Москве покатили автомобили — собирать оркестр. Представляю себе чувства людей, которых будят и велят немедленно собираться. Правда, им говорят, чтобы брали с собой инструменты. И конечно же, одна машина отравляется за ней. За Марией Юдиной.

Девочка из еврейской семьи. Постоянная прихожанка православной церкви, да еще в то время, когда просто пройти мимо храма было небезопасно. «Я единственная, кто работает с Евангелием в руках». Человек, с чьим острым языком почему-то смирялся И. Сталин.

Мария Вениаминовна Юдина родилась в семье врача в городе Невеле Псковской губернии 110 лет назад, 9 сентября 1899 года. С детства выказала незаурядные музыкальные способности. Поскольку тогда не было трехступенчатого музыкального образования, то талантливые дети сразу поступали в консерваторию. Так и Юдина в 13 лет уже оказывается ученицей Петербургской консерватории.

Там же она остается после учебы преподавать, пока ее не увольняют из-за религиозных взглядов. Но впереди — Тбилисская, затем Московская консерватории. Удивительное дело, но публичная критика Сталина всегда сходила М. Юдиной с рук. Это не единичный случай в ту тяжкую эпоху, но случай крайне любопытный.

Та ночная запись, сделанная для И. Сталина в единственном экземпляре, сохранилась. И ее можно послушать (ссылки даны внизу). Это та самая запись, из сталинского архива, сделанная той ночью. Вот как бывает…

Благосклонность Сталина к пианистке исторически зафиксирована. При этом Сталинскую премию Юдина отдает православной Церкви на покрытие «бесконечных сталинских грехов». Прохаживается своим острым языком по всем гримасам тогдашней власти. Вызволяет из ссылки репрессированных друзей. Впервые исполняет произведения современных зарубежных композиторов: П. Хиндемита, Б. Бартока, А. Веберна, О. Мессиана, А. Берга, Э. Кшенека. Можно смело предположить, что без тех первых исполнений музыка этих композиторов дошла бы до слушателей значительно позже: не так много людей, готовых рисковать карьерой (если только карьерой).

Ее увольняли, отказывали в праве на публичные выступления, на записи. Но не арестовывали.

Почему часто случается, что под жернова репрессий может с равными шансами попасть любой человек: и тот, кто независим, и тот, кто непрерывно выражает свое почтение к власти, а то и просто источает медовые реки сервильности по любому поводу? Может, и не стоит тогда «прогибаться под изменчивый мир»? И сказки мы знаем, в которых самый Страшный Людоед не всегда съедает Храброго Мальчика (или Девочку)… Сложные это, конечно, вопросы, очень сложные.

Одним словом, М. Юдина всегда была самостоятельна в суждениях, спокойно, как должное, принимала все увольнения и запреты, которые обрушивались на ее голову. Бегать, хлопотать и унижаться она была готова только ради других людей.

С другой стороны, у Марии Вениаминовны не было своей семьи (жених погиб). Это называется посвятить себя служению искусству, или просто Служению, если выражаться напыщенно. Но такие люди всегда были, и, как правило, мы всех их знаем.

А еще Мария Юдина была бедна в самом прямом смысле слова. Вопрос не в том, что она могла ходить в одном и том же платье годами. И даже не в том, что она часто недоедала. Дело куда серьезнее — у нее не было даже собственного рояля, только прокатный. Что совершенно необычно, даже противоестественно. Но этот абсолютный аскетизм никогда не был предметом насмешек. Более того, это уважали, понимая, что сталкиваются с явлением не чудачества, а чего-то настоящего и искреннего, подлинного и неординарного, недоступного большинству людей (но такое и не должно быть повсеместным явлением). При этом сама М. Юдина ни от кого ничего не требовала, была очень терпима, не любила только то, что сама называла «духовным ожирением».

Умерла М. В. Юдина 19 ноября 1970 года в Москве. Она оставила огромное количество записей самой разнообразной музыки. Ее исполнение отличалось оригинальностью: не всегда соблюдались темпы, не всегда даже можно было говорить об аутентичности. Но всегда были проникновенность и драматизм, даже некоторая ораторская приподнятость.

Мария Юдина обладала и литературным даром: обширная переписка и воспоминания о людях, с которыми она общалась на протяжении жизни (среди них — И. Ф. Стравинский, К. И. Чуковский, Б. Пастернак, К. Штокхаузен, М. Бахтин, П. Флоренский, Л. Карсавин, А. Ухтомский А. М. Горький, М. Цветаева, К. Паустовский, Н. Заболоцкий и многие другие).

Уникальная образованность, колорит и мощь этой личности зафиксированы и в воспоминаниях многих известных людей XX века. Но, прежде всего, она навсегда останется гениальной пианисткой и необыкновенной женщиной. Таких людей помнят.

______________________________________ Фото с сайта judina.ru/

Записи можно посмотреть здесь: www.mariayudina.ru/music.html Или здесь (английский сайт, посвященный пианистке): www.mariayudina.com/index.cfm




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: