Зачем человеку системное мышление

Когда понятие «бытие» описано через систему интегрированных понятий, таких, например, как биология, экономика, философия или психология, ни одно из которых не является более фундаментальным, нежели остальные, и ни одно не является отделяемым от описания без потери достоверности, - «физический уровень» более не может рассматриваться как самый фундаментальный из всех существующих, а описание «феномена бытия» категориями физики - является не более достоверным, нежели описание его в иных категориях. Поэтому, поговорка прошлых лет: «Спроси у физика – он всё знает», подразумевающая обладание физикой исчерпывающих знаний - потеряла былую актуальность, и приходит на ум следующее: «Спроси у системщика – он всё знает».

Различные способы объединения в единую систему множества различных элементов, определяют кардинальные различия в эффективности и жизнеспособности систем, построенных из одних и тех же элементов. Поэтому «теория систем», изучая способы объединения в системы элементов, взаимосвязи между ними, и порождаемые ими эффекты, - предоставляет наиболее адекватные инструменты описания различных «феноменов бытия».

«Теорию систем» интересуют не столько отдельные «строительные элементы», сколько - общие для всех законы и принципы их организации. Этим определяется универсальный характер «теории систем» в применении к разным сферам деятельности, будь то психология, медицина, административное управление, политика, или другое.

Наиболее актуально применение «теории систем» в бизнесе, где она занимает центральное место в научном фундаменте «теория управления», без которого «теории управления» из научной дисциплины превращается в философствование на тему управления, либо набор бессистемных, околонаучных и противоречивых рекомендаций, рецептов и полумер. Когда большая часть рыночных ресурсов одинаково доступна большинству участников рыночных отношений, решающим фактором конкурентного преимущества становится способность - наиболее эффективным образом объединять и комбинировать внешние и внутренние ресурсы, достигая наибольшей эффективности бизнес-систем. Все решения этих задач лежит в сфере применения «теории систем». Поэтому термин «системное управление» по праву стал синонимом термина «эффективное управление».

Чтобы исключить разночтения в терминах, дадим основные определения:

Системное управление – это принципы, методы и технологии принятия управленческих решений, учитывающие всё многообразие взаимосвязей и взаимозависимостей между элементами системы в их взаимодействии. Ключевыми составляющими системного управления является системное мышление, системное видение, системное моделирование.

Системное мышление - это рассуждение категориями взаимоотношений и интеграции во множестве взаимосвязей одних взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, процессов и явлений - с другими.

Системное видение - это философия и технологии восприятия входящих в систему элементов, как единого и неделимого целого, интегрированного посредством множества взаимозависимых связей в другие элементы и процессы системы.

Системное моделирование – это специальные технологии описания, анализа, принятия решений в объединении с системным мышлением.

Системное мышление - нечасто встречающееся явление. Люди, обладающие им, - были легендарными личностями, оставившие благодаря ему заметный след в истории человечества (Соломон, Александр Македонский, Суворов, Петр Первый, Ломоносов и др.), удивлявшие современников способностью принимать адекватные решения. Системное мышление становится предметным в соединении с технологиями решения конкретных задач в конкретной сфере деятельности, реализуемыми в концепции их системного применения.

В «теории систем» лежат ответы на все основные вопросы деятельности, в том числе - бизнеса:

- Почему одни бизнес-системы эффективней других?

- Почему одни достигают успехов, в то время как другие – терпят поражения?

- Как обеспечить наилучшую управляемость, устойчивость и эффективность работы бизнес-систем?

- Что делать в той, или иной ситуации? Как наиболее эффективным способом решать ту, или иную бизнес-задачу?

В то время как вне этой теории, ответы на них отсутствуют, неполны, размазаны, бессистемны и противоречивы. Поэтому дальновидные менеджеры давно проявили повышенный интерес к «системному управлению», недальновидные же, как всегда, надеются на «авось», «случай», «удачу».

Исследование современного состояния «теории систем» как прикладной науки и учебной дисциплины, выявило пять обязательных условий освоения обучаемыми «системного управления»:

1. Наличие у преподавателя обширного практического опыта и комплексных теоретических знаний по всем вопросам предметной области.

2. Наличие у преподавателя глубоких знаний в теории систем на уровне эксперта или разработчика отдельных направлений в данной в предметной области, например «принятие управленческих решений на основе теории систем».

3. Наличие у преподавателя системного мышления, системного видения.

4. Применение в обучении специальных методик эффективного обучения.

5. Наличие у обучаемых стремления к овладению познаниями в «теории систем».

«Теория систем» является главной составляющей учебных программ по бизнесу «Административное управление», проводимых автором статьи. Все перечисленные условия, кроме п. «5» – обеспечены.

Управленческие компетенции и системное мышление – являются ценным ресурсом любого человека, занятого, как в сфере управления, так и в любой другой сфере, поскольку «менеджмент» в числе прочих, изучает вопросы, представляющие огромный интерес для любого человека: принципы и технологии эффективной организации работ, планирования, прогнозирования, контроля, делового общения, системного мышления; управления людьми, группами, работами; психологию человека, логику, а также многие другие вопросы.


Автор - Виталий Сторожевых Источник - Дистанционный репетитор



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: