Методика подготовки к ЕГЭ

В 2009 году Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации.

По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Поэтому репетиторы, занимающиеся со старшеклассниками и абитуриентами, в настоящее время основное внимание должны уделять целенаправленной подготовке именно к ЕГЭ.

Известно, что заниматься с репетитором школьник начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребёнка «хватаются за голову» за месяц до экзамена.

В такой непростой ситуации, когда «поджимает» время, а знания подопечного фактически нулевые, репетитор должен уметь грамотно организовать учебно-познавательную деятельность ребёнка. Кроме того, нужно уметь выбрать из содержания учебного предмета важные, ключевые моменты, на которых заостряется внимание составителей билетов ЕГЭ.

В данной статье мы не будем вдаваться в тонкости методики. Приведём лишь только взгляд на проблему и обобщим личный опыт.

Итак, с чего начать и как спланировать подготовку школьника к ЕГЭ по химии и биологии?

В зависимости от уровня подготовки, проверка которого осуществляется на первом занятии, для каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план. Обучение осуществляется по индивидуальным образовательным траекториям.

Известно, что ЕГЭ по химии и биологии, состоит из трёх частей, разного уровня сложности. Каждый вопрос посвящен определённой теме. Содержание учебных дисциплин при этом сгруппировано в несколько блоков.

По биологии.

1. Биология – наука о живой природе.

2. Клетка как биологическая система.

3. Организм как биологическая система.

4. Многообразие организмов.

5. Человек и его здоровье.

6. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира.

7. Экосистемы и присущие им закономерности.

По химии.

1. Химический элемент.

2. Вещество.

3. Химическая реакция.

4. Познание и применения веществ и химических реакций.

Исходя из строгой структуры содержания, становится возможной подготовка по пяти основным подходам:

- подготовка по блокам содержания (для учащихся с высоким уровнем подготовки (от 60% на пробном тестировании) и планирующим занятия за 1-2 года до экзамена);

- подготовка по вопросам ЕГЭ всех трёх частей (для учащихся со средним уровнем подготовки (30-60%) и планирующим занятия менее чем за год до экзамена).

- подготовка к частям А и В (для учащихся с низким уровнем подготовки и большими пробелами в знаниях);

- подготовка к части С (для тех, кто отлично справился с подготовкой к частям A и В);

- комбинированная подготовка к ЕГЭ (как правило, её реально осуществить только с учащимися, планирующими занятия за 2 года до экзамена). Сюда включена подготовка по блокам содержания и подготовка по вопросам всех трёх частей.

Отметим, что подготовка по блокам содержания носит вариативный характер. То есть, для конкретных целей и для конкретных школьников можно блоки «переставлять местами». Например, из нашего опыта следует, что подготовку к экзамену по биологии лучше начинать с блока «Биология – наука о живой природе», а затем приступать к изучению (повторению) блока «Надорганизменные системы. Эволюция органического мира», т.е. идти по пути дедукции (от общего к частному), что весьма плодотворно в работе с сильными школьниками. Со школьниками с низким уровнем подготовки целесообразнее начинать повторение с раздела «Ботаника», т.е. идти по пути индукции (от частного к общему).

Подготовку к экзамену по химии со школьниками с низким и средним уровнями подготовки целесообразнее начинать с тем «Основные понятия химии. Номенклатура неорганических и органических веществ».

С сильными школьниками, при этом, лучше идти дедуктивным путём, т.е. начинать повторение с тем «Строение атома. Химическая связь».

Особое внимание обращается на следующие темы:

- основные классы неорганических веществ;

- окислительно-восстановительные реакции, электролиз;

- реакции в растворах электролитов, гидролиз;

- химическая кинетика и химическое равновесие.

Отметим, что в настоящий момент у подавляющего большинства школьников слабые знания по разделу «Органическая химия», что вполне может быть связано с переходом на концентрическую систему построения школьных программ, т.е. часть материала этого раздела изучается в 9 классе, а углубляются знания в 10 классе. У учащихся в голове возникает, не побоимся этого слова, «каша». Поэтому начинать подготовку к этому разделу лучше всего с «белого листа» и обратить на него особое внимание.

Особое внимание в химии следует уделить также решению расчётных задач и упражнений по типу «цепочки превращений». «Цепочки превращений» хороши, на наш взгляд, тем, что с их помощью в короткие сроки можно изучить довольно большое число химических реакций. И не только изучить, но и закрепить полученные знания.

Что еще может использовать репетитор для интенсификации курса подготовки к ЕГЭ?

В настоящее время интенсивно развивается дистанционная форма обучения школьников. И будет, по крайней мере, неразумно не воспользоваться её достижениями в практике репетиторской деятельности.

В 2009-2010 учебные годы нами опробована модель интеграции очной и дистанционной форм обучения. Что это значит?

Всё предельно просто. Часть содержания учебного материала (относительно простые темы, тесты, домашнее задание и т.д.) переносится на дистанционную форму. На очных занятиях при этом внимание уделяется только сложным теоретическим вопросам. Колоссальная часть ценного учебного времени высвобождается.

Ученик уже не может относиться к домашним заданиям халатно, или попросту их не выполнять. Он прекрасно знает, что любое его действие, любой шаг, любое задание будут преподавателем проверены и оценены. Кроме того, в специально разработанной для этого системе «Moodle» есть возможность автоматического оценивания тестовых заданий. При этом преподавателю не нужно тратить драгоценное время на проверку заданий закрытого типа, система сама всё оценит и «выдаст» результат. Родители, так же как и репетитор могут контролировать работу ребёнка.

Бывают случаи, когда ученик заболел, ну что делать, с кем не случается. В этой ситуации так же занятия можно проводить в дистанционной форме, не теряя времени.

В окончании статьи подчеркнём, что у современного репетитора есть масса возможностей для совершенствования своей деятельности, нужно только лишь этими возможностями вовремя и грамотно воспользоваться.


Автор - Кузьмин Владимир Александрович Источник - Дистанционный репетитор



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: