Дистанционное обучение: подготовка к ЕГЭ
Весна для 11-тиклассников – пора тяжелая. Впереди сдача ЕГЭ, от результата которого зависит будущее: какой выбрать ВУЗ, бюджетную форму обучения или коммерческую, очную или заочную. Почти все учебные заведения предлагают абитуриентам пройти подготовительные курсы, в школах проводятся дополнительные занятия, репетиторство становится более актуальным. Однако, на все это нужны деньги. Что же выбрать?
За помощью в этом вопросе я обратилась к Светлане Александровне Павловой, специалисту в области подготовки школьников к Единому Государственному Экзамену, финалистке конкурса «Лучший дистанционный учитель - 2009», директору по методическому обеспечению проекта «Дистанционный репетитор».
- Здравствуйте, Светлана Александровна. Что главное в подготовке к ЕГЭ? На что нужно обратить внимание?
- Дело в том, что в нашей стране отсутствовала так называемая «тестовая культура». Отечественная традиция обучения поощряла широту мышления, кругозор, общую эрудицию. Если ребёнок усвоил принципы, способы решения задачи, значит – можно идти дальше, невзирая на ошибки «от невнимательности». Тесты предполагают развитие совершенно других способностей. Я считаю, что технологию сдачи тестовых заданий проще всего освоить только одним способом: необходимо переделать огромное количество аналогичных заданий, параллельно повторяя весь школьный курс русского языка с преподавателем, так как только грамотный преподаватель может определить слабые места ученика и точно знает, как выстроить систему такой подготовки. Критерии оценки ЕГЭ не разделяют ошибки на «помарки», «описки», «огрехи невнимательности», не «щадят» потерю концентрации. Задания сформулированы на языке, не похожем на задания в учебниках, требуется точность и обоснованность ответов и т.д. И, как показывает опыт, ученики порой не в силах прочитать правильно само задание, уяснить то, что спрашивается в тестах.
- Достаточно ли одной подготовки к ЕГЭ в школе?
Сейчас в школах стали лучше готовить к ЕГЭ. Но для высокого результата сдачи экзамена по ЕГЭ одной школой, безусловно, не обойтись. Необходимо заниматься дополнительно, желательно не в группе, а индивидуально.
- Обилие курсов по подготовке к ЕГЭ может поставить в тупик и ученика, и его родителей: выбрать нужно что-то одно, при этом не ошибиться, не попасть на аферистов. Гарантия качества образования – тоже немаловажный аспект. При какой подготовке можно достигнуть наилучшего результата, не попасть впросак?
Все курсы в вузах и школах, занятия с репетитором – это хорошо. Но при этом ученик должен подстраиваться под расписание педагога. Это неудобно. Уходит много времени «в трубу», на дорогу, например. Решение всему - дистанционный репетитор: ребенок занимается дома, индивидуально, в удобные для себя часы, не тратит денег и времени на дорогу. Все эти плюсы очень существенны. Дистанционный курс позволяет быстро выявить пробелы в знаниях и направить усилия каждого конкретного ученика на преодоление своих трудностей. Для некоторых учащихся курс был своеобразным тренингом, заставившим поверить в свои силы, избавиться от страха. Погружение в каждое задание, вырабатывание алгоритмов действия к каждому заданию, решение однотипных заданий – всё это помогало создавать ситуацию успеха. Дистанционная работа стимулирует познавательную деятельность учащихся. Дистанционное обучение для школьников - это прекрасная возможность не только углубить свои знания, но и получить навыки информационно-коммуникативной культуры.
- Светлана Александровна, мы знаем, что система дистанционного обучения – новая для России. Насколько она популярна?
- Дистанционное образование - это не дань моде, а требование современного мира, существующего в информационном пространстве. Каждый день на наших детей обрушивается поток информации, который нужно глубоко осмыслить, проанализировать и сделать правильные выводы. Любые мифы о дистанционном образовании, ирония и скептическое отношение к нему связаны с психологией. Консерватизм – это глобальная философская проблема. Столкновение старого с новым, привычного с непривычным, нарушение «незыблемых» традиций – все это уже многократно бывало в истории и еще будет. В странах, где дистанционное образование уже достаточно развито, в начале пути также были и недоверие, и скепсис, и ирония. Тем не менее, здравый смысл побеждает и здесь. Говоря о дистанционном образовании, мы имеем в виду совершенно иную образовательную технологию. Сравнивать методики обучения в очном варианте и дистанционном не совсем корректно. А часть мифов как раз и связана с тем, что люди неосознанно (или очень сознательно) пытаются совместить свои традиционные представления об образовательных процессах с новыми реалиями. Очевидно, что в ближайшие годы дистанционная форма будет набирать популярность. Телекоммуникационная среда, кажущаяся агрессивной старшему поколению (не секрет, что далеко не все преподаватели «старой гвардии» в восторге от подобных нововведений), абсолютно «прозрачна» для детей 90-х. Молодые люди легко воспринимают информацию в виде электронных таблиц, форумов и чатов.
- Мы привыкли больше доверять очному контакту, нежели общению on-line. Чего нужно опасаться в Internet -среде?
- Уважающие себя курсы обязательно предложат Вам бесплатное ознакомительное занятие, на котором вы поймете – подходит ли Вам такая форма обучения. Не стоит выбирать обучение по электронной почте, такое предлагает, например, Центр дистанционного обучения «Эйдос». Это уже прошлый век. Современные средства коммуникации позволяют быстро выходить на связь с преподавателем и не тратить время на переписку.
- Существуют какие-то специальные условия для дистанционного обучения?
- Для того, чтобы учиться, достаточно иметь доступ к Internet. Например, обучение возможно за границей или во время путешествия. Ученик сам составляет расписание занятий. Например, может заниматься ранним утром или поздним вечером. Наиболее распространенными считаются две формы дистанционных занятий:
1) on-line: режим, при котором преподаватель и ученик в определенное время встречаются в Сети, связываются по Скайпу и работают синхронно, используя материалы, размещенные на сайте;
2) off-line: ученик работает с материалами курса в удобное ему время, преподаватель организует, контролирует и направляет процесс обучения. Интенсивность занятий легко регулируется. Например, можно заниматься каждый день, пройти занятие в течение дня маленькими порциями и даже изучить весь курс за пару недель перед экзаменами. Ученик получает объективную оценку за свои знания: на нее никак не влияют симпатия или антипатия преподавателя.
Дистанционное обучение через Internet значительно расширяет образовательные возможности, особенно тех абитуриентов, которые проживают в небольших городах или сельской местности. Удобна дистанционная подготовка для тех, кто совмещает учебу и работу. В этой ситуации ученик не обязан подстраиваться под определенный график, с другой стороны, четко сформулированный учебный план не дает расслабиться, заставляя придерживаться нужного темпа. К тому же сегодня, в эпоху сверхскоростных технологий и тотальной нехватки времени, общение через Internet зачастую оказывается эффективнее очного контакта. К примеру, преподаватель, получая вопросы по электронной почте, может ответить на них в удобное для себя время, не переживая, что опоздает на собственную лекцию. Экономия времени на дорогу, возможность получать полноценную подготовку, находясь в любом конце страны, оперативная связь с преподавателем – все это делает дистанционное образование привлекательным для многих. Индивидуальный подход дает возможность учителю организовать полноценное взаимодействие с учениками и сохранить результаты учебной деятельности каждого ребенка.
- В чем отличие дистанционного обучения от других форм подготовки школьников к экзаменам?
- Дистанционное обучение представляет собой новый этап развития всей образовательной системы. Сама технология обучения уже сегодня позволяет дистанционному образованию быть не менее, а в некоторых случаях и более качественным, чем очное. Наши технологии позволяют группам обучаемых и отдельным слушателям встречаться с преподавателями и общаться между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. В результате этого обучающийся может получать учебную информацию из разных источников. Кроме того, подобная форма позволяет учиться инвалидам, испытывающим различные трудности при передвижении или в процессе изучения материала. Дают возможность получать полноценное образование людям со слабым слухом или с дефектами опорно-двигательного аппарата.
Отличительной особенностью дистанционного обучения на проекте «Дистанционный репетитор» является уникальная обучающая среда Moodle, состоящая из нескольких элементов:
Гибкость: слушатели работают в удобном для себя режиме, возможность совмещения работы и обучения
Модульность: учебная программа формируется из независимых курсов-модулей
Экономичность: дистанционное обучение более доступно, чем традиционное (на 50-70% дешевле).
Преподавательская, кураторская поддержка: беспрепятственное общение слушателя с преподавателем, координирование учебного процесса, корректировка курса, составление индивидуального плана.
Контроль качества обучения: предоставление отчетов и аналитических справок об успеваемости, контрольные задания, итоговая аттестация.
- Что входит в круг задач проекта «Дистанционный репетитор»?
- Отмечу пять основных моментов. Во-первых, непосредственная организация и проведение интенсивной дистанционной подготовки старшеклассников и выпускников школ к Единому государственному экзамену по всем школьным предметам. Во-вторых, проведение пробных и тренировочных тестирований на основе КИМ ЕГЭ по любым предметам. Третье – это развитие и поддержка информационно-образовательных ресурсов подготовки к ЕГЭ (ведение виртуального форума, организация консультаций on-line для школьников и преподавателей, формирование и развитие электронной сетевой библиотеки учебной и учебно-методической литературы для подготовки к ЕГЭ и т.п.). Четвертой задачей стоит дистанционное изучение иностранных языков. Пятой задачей являются дополнительные дистанционные занятия по школьным дисциплинам 5-11 классы.
Работая в этой среде, мы четко видим, что ученик способен сделать самостоятельно, так как при очных занятиях у учеников часто возникает соблазн обратиться за помощью к преподавателю, на всякий случай, чтобы точно сделать правильно. В результате создается иллюзия, при которой своими знаниями считается умение работать по наводящим вопросам или по образцу.
- Каким образом родители могут осуществлять контроль над подготовкой своего ребенка, если выбран дистанционный репетитор?
- Родители абитуриентов могут контролировать весь процесс подготовки. Для того чтобы выяснить, насколько интенсивно и результативно ребенок занимается на дистанционных курсах, достаточно просто зайти на соответствующую страничку сайта и просмотреть статистику. Здесь можно получить подробные сведения о том, какие отметки получает абитуриент, как часто он посещает занятия, какие вопросы задает педагогам и т.д. Кроме того, родители всегда могут задать вопрос преподавателю, написав ему по электронной почте: отпадает необходимость отпрашиваться с работы и тратить время на личную встречу. Преподаватель обладает информацией об индивидуальных результатах каждого участника. Если пользователь перестает учиться, выполняет задания «спустя рукава», связывается с ним и старается мотивировать его для продолжения обучения. Дает конкретные замечания по выполненным заданиям, направляет поток мыслей обучаемого в русло практического использования материалов курса, отмечает успехи, находит любой повод для того, чтобы вознаградить усилия учащегося.
- Светлана Александровна! Я благодарю Вас за нашу беседу. Мы дали выпускникам и их родителям широкое представление о новой форме обучения в Internet; о новых возможностях подготовки к ЕГЭ.
Автор - Венгер Татьяна Источник - Дистанционный репетитор